Портал
www.565.ru
Жизнь в формате Lite
  Поиск
Банер аудио 7-10 лет
Банер аудио 3-7лет
Мать и ребенок от 0 до 3 лет
565.ru   » Новости

Состоялся "Круглый стол" по теме "Проблемы здоровья детей"

Сегодня в Днепропетровской области наблюдается тенденция к увеличению рождаемости. Но вместе с тем уровень здоровья малышей понижается. Некоторые из них имеют проблемы уже в роддоме. Специалисты говорят, что, конечно, это не доработка в системе здравоохранения. Но если рассмотреть проблему детальнее, то большая часть вины ложится на самих мам. Так, если вовремя обратиться к врачу, то можно уменьшить количество детей с врожденной патологией. Низкий уровень здоровья детей связан и с проблемами экологии. Растет и число ВИЧ-инфицированных детей, опасения вызывают онкологические заболевания. Чаще всего это происходит от того, что будущие мамы перед и во время беременности продолжают курить и употреблять спиртное. Но, утверждают медики, до тех пор, пока молодые мамы будут продолжать относиться к беременности, как к случаю, а не тщательно планировать ее, то статистика здоровья детей будет неутешительна. Здоровье семьи зависит и от финансовой поддержки государства. Врачи уверяют, что делают все возможное, чтобы проблема здоровья детей и материнства решалась более успешно.

Справка, подготовленная для коллегии Минздрава РФ

За последние годы среди детей и подростков произошло выраженное ухудшение состояния здоровья. Это привело к формированию значительных медико-социальных проблем. Они характеризуются крайней выраженностью и резким ростом частоты дезадаптационных нарушений. В детско-подростковой среде значительно увеличилось число суицидов, проявлений агрессии и вандализма, асоциальных в том числе, криминальных форм поведения, употребления психоактивных веществ. Характерны рост инвалидности, ухудшение адаптации в образовательных учреждениях, значительное снижение возможности выбора профессии, а также уровня годности юношей к военной службе.

Одной из основных причин, определяющих сложившуюся ситуацию, является прогрессирующее ухудшение состояния психического здоровья, в том числе, уже в ранние периоды детства.

Данные официальной статистики свидетельствуют о значительной распространённости психической патологии в детско-подростковой популяции и существенном росте числа лиц, состоящих под наблюдением у психиатра. В 2000г. в амбулаторно-поликлинических психоневрологических учреждениях наблюдалось более 717 тыс. детей до 14 лет и 238 тыс. – в возрасте 15 – 17 лет.

При этом, распространенность психической патологии (на 100 тыс. населения соответствующего возраста) на 21% выше среди детей старшего подросткового возраста (3286,7), чем среди детей до 14 лет (2720,4). За последние пять лет распространенность психической патологии среди детей до 14 лет увеличилась на 16,7%, среди подростков - на 2,5%.

Структура патологии у детей и подростков за последние годы не меняется. Так среди детей в 65,9% случаев выявляются непсихотические психические расстройства, в 31,0% - умственная отсталость, в 3,1% - психозы (в т.ч. 0,5% - шизофрения). Среди подростков первое ранговое место занимает умственная отсталость (50,3%, из них 80% - легкие формы), второе и третье - непсихотические психические расстройства (43,9%) и психозы (5,84, в т.ч. шизофрения - 1,84%).

Такие возрастные особенности структуры заболеваемости связаны с поздней выявляемостью умственной отсталости, а также со стабильностью патологических изменений при данных нарушениях. Таких больных редко снимают с диспансерного учета, и к старшему подростковому возрасту происходит их количественное «накопление», приводящее к преобладанию этой патологии в структуре психических заболеваний.

В настоящее время обозначилась проблема психических нарушений у детей раннего возраста. Официальные статистические данные о заболеваемости этой возрастной группы отсутствуют. В то же время, по данным Научного центра психического здоровья РАМН психические нарушения среди детей в возрасте от первых месяцев жизни до трех лет выявляются достаточно часто. Двадцатилетний мониторинг психического здоровья детей раннего возраста, проведенный в различных регионах (Москва, Волгоградская, Владимирская области и др.) показал, что если в начале 80-х годов на 100 малышей до 3-х лет приходилось 9 с психическими нарушениями и 30 составляли группу риска, то к концу 90-х годов таких детей выявлялось 15,5 и 35 соответственно. Учитывая изложенное, в настоящее время в России начало складываться научно-практическое направление – микропсихиатрия.

Эти данные свидетельствуют о необходимости разработки и введения в практическую работу алгоритмов диагностики психических нарушений у детей раннего возраста, а также изменения статистической отчетности лечебно-профилактических учреждений.

За последние годы среди детей и подростков с психическими нарушениями значительно увеличилось число лиц с тяжелыми формами патологии, приводящими к ограничению жизнедеятельности. Так за пять лет доля инвалидов в структуре детей, страдающих данными заболеваниями, увеличилась с 10,3 до 12,5%.

Формирование психических нарушений во многом зависит от социальных параметров среды роста, развития и воспитания ребенка. Распространенность психических расстройств значительно выше среди детей - сирот и детей из хронически конфликтных семей. В настоящее время в России насчитывается более 700 тыс. детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского у 62% детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, с раннего детства выявляется задержка соматофизического и психического созревания с нарушениями интеллекта, личностной незрелостью, признаками депривационного развития личности, у 43,7% детей - сирот и 77,3% детей из конфликтных семей - соматоформные или психосоматические расстройства, затяжные реакции на стресс; у 22-23% - стойкие отклонения поведения с характерологическими и патохарактерологическими реакциями.

Низкий уровень психического здоровья детей и подростков сформировал ряд проблем медико-социального характера - ограничение возможности получения полноценного общего среднего и профессионального образования, снижение уровня годности юношей к военной службе.

По данным Московского НИИ психиатрии Минздрава России частота пограничных психических расстройств среди детей всех возрастов, воспитанников и учащихся различных образовательных учреждений колеблется (по разным регионам) от 22,5% до 71%.

Во многом из-за этого более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные трудности в усвоение базовой школьной программы обучения. В дальнейшем это может существенно изменить возможность поступления в учреждения профессионального образования.

Среди учащихся ПТУ по сравнению со школьниками в 14 раз чаще встречаются лица с психогенными реакциями, в 19 раз – с патологическим формированием личности, в 2,5 раза – с неврозами, 1,5-2 раза - лица, употребляющие психоактивные вещества. Это сказывается на уровне профессиональной подготовки и влияет на возможность дальнейшего трудоустройства.

По данным Министерства обороны Российской Федерации среди заболеваний, послуживших причиной освобождения юношей от призыва на военную службу в 2000 году, более 20% принадлежало психическим расстройствам. Кроме того, в структуре заболеваний, явившихся причиной увольнения из войск в первые 3 месяца, психические нарушения занимают первое ранговое место (39%).

Другой важнейшей социальной проблемой, связанной с состоянием психического здоровья, является употребление детьми и подростками психоактивных веществ и связанный с этим уровень преступности несовершеннолетних.

По данным официальной статистики частота наркомании и токсикомании среди детей всех возрастов составляет 88,7 на 100 тыс. человек, состоят на профилактическом учете в связи с употреблением психоактивных веществ (включая алкоголь) 761,7 на 100 тыс. детей. Продолжается снижение возраста приобщения несовершеннолетних к токсико-наркотическим веществам. В 1998 году за употребление наркотических средств в органы внутренних дел доставлено более 21 тыс. несовершеннолетних.

Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев употребления наркотических средств и ростом числа противоправных действий, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками. В 1998 году 32,2 тыс. несовершеннолетних 14-17 лет (19,6% от общего числа подростков, совершивших преступления) совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения; 1,3 тыс. - в состоянии наркотического опьянения.

У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностные барьеры, препятствующие приобщению к психоактивным веществам. В связи с этим не может быть признан достаточным уровень первичной психиатрической профилактической работы.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 574 тыс. детей-инвалидов. Среди заболеваний, приводящих к инвалидности детей ведущее место занимают психические нарушения (18,6%) они являются причиной инвалидности детей в 11 раз чаще, чем заболевания органов пищеварения, в 7 раз чаще, чем злокачественными новообразования, в 3-4 раза - чем заболевания органов дыхания, эндокринной системы, уха, глаз, костно-мышечной системы.

В структуре психических нарушений, послуживших причиной инвалидности, ведущее место занимает умственная отсталость (22,3%), ее доля за последнее десятилетие возросла на 2,7%. Следует отметить, что в структуре инвалидирующей психической патологии доля такого заболевания как шизофрения крайне незначительна (0,9%). Это связано с манифестацией данного заболевания, преимущественно, в более старшем возрасте.

Правовой основой оказания психиатрической помощи является «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», введенный в действие 01.01.93г. Его принятие способствовало введению более демократичных правил учета, росту обращаемости за психиатрической помощью и, как следствие, росту выявляемости форм патологии, ранее не попадавшей в поле зрения психиатра. В то же время, после введения в действие данного закона появились значительные трудности при проведении психопрофилактической работы, а также при оценке состояния психического здоровья детей и подростков в экспертных ситуациях (при призыве на военную службу, приеме на работу и др.).

Основные виды медицинской помощи детям с психической патологией (психопрофилактическая, консультативно-диагностическая, лечебная, социально-психологическая, реабилитационная) оказываются в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.

Амбулаторная специализированная психиатрическая помощь детям и подросткам осуществляется психоневрологическими диспансерами и диспансерными отделениями психиатрических больниц. Всего по России их число составляет, соответственно, 164 диспансера и 138 отделений. В большинстве регионов амбулаторная помощь оказывается, преимущественно, психоневрологическими диспансерами. В 21 субъекте России - преимущественно диспансерными отделениями психиатрических стационаров. Использование различных моделей амбулаторной помощи определяется экономической ситуацией в регионе, количеством населения и особенностями его расселения, уровнем распространнености патологии на субрегиональном уровне.

Существующая амбулаторная сеть обеспечивает 2100 посещений детей и подростков в год по поводу заболеваний и более 600 посещений профилактического характера. Количество имеющихся учреждения в достаточной степени отвечает потребностям детского населения в амбулаторно-поликлинической психиатрической помощи

Стационарная помощь оказывается, в большинстве случаев, общими психиатрическими больницами и стационарами психоневрологических диспансеров. Как правило, детские отделения есть в большинстве областных, крупных городских и районных психиатрических больницах. Самостоятельные детские больницы есть только в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург). Малочисленные подростковые отделения существуют только в крупных больницах больших городов. В большинстве территорий дети старшего подросткового возраста госпитализируются во взрослые отделения. Это привело к тому, что в настоящее время не представляется возможным получить статистические данные по стационарной помощи подросткам.

До 1997 года наблюдался рост числа психиатрических коек для детей, количество которых достигло 10539 (3,7 на 10000 детского населения). В настоящее время оно составляет 9979 (3,9 на 10000 детей). Возрастает работа детской койки. К 2000 году она составила 307 дней (против 289,7 в 1995 году). Недостаточна годовая работа детской психиатрической койки в Мурманской (214 дней), Костромской (231 дней), Московской (240 дней) и Рязанской (227 дней) областях, Чукотском АО (180 дней). С перегрузкой работают койки в Республике Тыва, Еврейской АО (400 дней) и др.

Комплектование кадрами учреждений, оказывающих психиатрическую помощь детям, проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 13.02.95 № 27 “О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь”. Предусмотрено выделение 1 должности детского или подросткового психиатра на 15000 детского или подросткового населения. В сельских районах 1 должность врача-психиатра устанавливается на 40000 жителей (детей, подростков и взрослых).

В настоящее время в целом по России являются занятыми 2175 должностей детских и 335 - подростковых психиатров. Из них на амбулаторную сеть приходится, соответственно, 1096 и 226 должностей.

Количество детского населения на 1 занятую должность детского психиатра - 15,8 тыс. Количество подросткового населения на 1 должность подросткового психиатра 24,3 тыс. Обеспеченность населения занятыми должностями детских психиатров - 0,63 на 10000 детского населения, подростковых - 0,41 на 10000 подросткового населения. За последние 10 лет удвоилась обеспеченность детскими психиатрами и практически не изменилась обеспеченность психиатрами подростковыми. Коэффициент совместительства детских психиатров - 1,47, подростковых - 1,74. Это свидетельствует о значительной перегруженности подростковых специалистов.

В связи со значительным недостатком кадров подростковых психиатров 22 территории перешли на обслуживание детей и подростков одним врачом - детским психиатром (Республики Дагестан, Коми, Мордовия, Астраханская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Магаданская, Мурманская и ряд других областей). Еще 25 территорий планируют это сделать в ближайшее время.

Подготовка специалистов по детской психиатрии осуществляется при обучении в системе последипломного образования врачей, окончивших педиатрические факультеты и проработавших не менее 3 лет в качестве врача-педиатра, а также врачей-психиатров общего профиля. С целью повышения квалификации каждый детский психиатр один раз в 5 лет проходит усовершенствование на сертификационных циклах. В настоящее время базовые кафедры подготовки и переподготовки кадров детских и подростковых психиатров существуют только в медицинских вузах наиболее крупных городов (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург)

В соответствии с действующей номенклатурой врачебных специальностей, утвержденной приказом Минздрава России от 16.02.95 № 33, в настоящее время существует лишь одна специальность для детских, подростковых и взрослых психиатров - “психиатр”. Существовавшие ранее специальности “психиатр детский” и “психиатр подростковый” с 1995 года упразднены. Вместе с тем, в номенклатуре врачебных должностей, утвержденной приказом России от 15.10.99 № 377, сохраняются должности “психиатр детский”, “психиатр детский участковый”, “психиатр подростковый” и “психиатр подростковый участковый”.

Специализированная детская психиатрическая служба в России существовала более 40 лет. В настоящее время в Европейском союзе медицинских специалистов врачи, работающие в области детской психиатрии, представлены специальностью “детский и подростковый психиатр (психотерапевт)”. Современная ситуация характеризуется ежегодным ростом частоты психических нарушений среди детей до 18 лет, увеличением, в связи с этим, спектра и объема медико-социальных проблем детства. В то же время, существующая система психиатрической помощи детям и подросткам не может решить всего спектра указанных задач и нуждается в определенном совершенствовании, важнейшим вопросом которого является совершенствование подготовки кадров и расширение спектра профилактической психиатрической работы. Решение данных задач невозможно без восстановления специальности “детский психиатр”.

За последние годы Министерством здравоохранения Российской Федерации в целях совершенствования системы охраны психического здоровья детей и оптимизации оказания психиатрической помощи этой группе населения проведена определенная работа.

В 1993г. на базе Московского НИИ психиатрии Минздрава России создан «Научно-методический центр Минздрава России по охране психического здоровья детей и подростков».

В 2000 году приказом Минздрава России от 05.05.2000 № 148 на базе ГНЦСиСП им.В.П. Сербского создан “Организационно-методический центр по медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения Минздрава России”.

Приказом Минздрава России от 06.12.2000 № 425 создан Консультативный совет Минздрава России по вопросам охраны психического здоровья детей.

Совместным приказом РАМН и Минздравом России от 31.12ю99 № 113/465 на базе Научного центра здоровья детей РАМН создан “Центр медико-социальных проблем детей подросткового возраста Минздрава России”.

В 1998-1999 годах Минздравом выпущен ряд информационных и методических документов по проблеме охраны психического здоровья детей и подростков.

Минздравом России совместно с РАМН в 1998 году был проведен Конгресс “Охрана психического здоровья детей и подростков”, в 1999 году - научно-практическая конференция “Современные аспекты организации помощи детям с психическими расстройствами” (г. Екатеринбург).

Проведены заседания Бюро Ученого Совета Минздрава «Актуальные проблемы терапии психических заболеваний в Российской Федерации», “Основные направления социально-психиатрической помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения”.

Подготовлен и представлен в Департамент образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава пакет документов по введению в номенклатуру специальности “психиатр детский”.

В соответствии с рекомендациями Бюро Ученого совета Минздрава в Государственном Научном центре судебной и социальной психиатрии им. В.П. Сербского, Московском НИИ психиатрии Минздрава России, Научном центре здоровья детей РАМН и Научном центре психического здоровья РАМН на 2001-2003 г.г. запланированы в расширенном объеме исследования по проблемам охраны психического здоровья детей и подростков.

В то же время, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями должны быть разработаны дополнения и изменения в действующее законодательство, определяющее правовую базу оказания психиатрической помощи.

Показатели деятельности амбулаторного и стационарного звеньев оказания психиатрической помощи свидетельствуют о недостаточной эффективности их работы. Очевидна целесообразность внедрения в детскую психиатрическую практику современных организационых технологий (в том числе, стационарозамещающих), которые позволят оптимизировать работу амбулаторных и стационарных учреждений, повысить медицинскую и экономическую эффективность их деятельности.

Для обеспечения психиатрической помощи в соответствии с современным уровнем научных знаний необходимо разработать и внедрить в практику современные медицинские и организационные технологии профилактики психических нарушений, лечения, оздоровления и реабилитации детей ( в том числе, до 3-х лет) как с клинически выраженными формами патологии, так и с пограничными и доклиническими видами расстройств.

Очевидна необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров детских психиатров, расширение сети образовательных учреждений, проводящих такую работу, внесения изменений и дополнений в учебные программы. Одним из условий оптимизации этой работы должно явится внедрение в номенклатуру специальности “психиатр детский”. Кроме того, крайне актуальной является задача повышения квалификации педиатров по вопросам охраны психического здоровья детей всех возрастных групп.

В изменившихся условиях требует внесения изменений и дополнений система государственной статистической отчетности по детской психиатрии.

Таким образом, за последние годы система оказания психиатрической помощи детям достигла определенных успехов. В то же время, совершенствование системы оказания помощи в указанных направлениях позволит не только повысить эффективность диагностической, лечебной и реабилитационной работы в отношении психических нарушений у детей, но и обеспечить оптимальный уровень профилактики этой социально значимой патологии.

Начальник Управления
медицинских проблем
материнства и детства

А.А. Корсунский

Источник информации: http://www.narkotiki.ru

Назад

Новый продукт в формате LiteDigit на сайте www.km7.ru, а также оптовая реализация дисков
Лекция Биркин А. А посвященная физиологическим механизмам речево­го воздействия как действующего фактора психотерапии. Объяснение природы речи с точки зрения классических представлений.
Освещение продукции в формате LiteDigit
На Студии "ЛАСЛО И СКЛЯРОВ" состоялась запись нового альбома Полины Кондратковой.
При поддержке сайта www.565.ru проводятся бесплатные лекции. Лекции проводят врачи высшей категории, кандидаты медицинских наук.
Статья Арановича Бориса Давидовича. Преподаватель Института Альтернативной Медицины в Стокгольме (Швеция), Директор Центра « Резервные ресурсы Человека»
Призеры конкурса молодых исполнителей "Автоубийца"